Меню KDT
logo1.jpg?_=1710477849

приемная:
+7(7172) 57-02-51
pmpk_4ast@mail.ru

ПСИХОЛОГ

Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы  у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

     Обучающиеся с расстройствами  эмоционально-волевой сферы характеризуются нарушением развития социального взаимодействия, общения с окружающими их людьми,  с родителями и всеми членами семьи, своеобразными отклонениями в становлении познавательной деятельности (нарушения временной ориентации, фантастическое восприятие отдельных явлений действительности и др.) в большей мере обусловленными отсутствием коммуникации со взрослыми и сверстниками, стойким негативизмом, результатом которого является неадекватность поведения.
      Этим детям свойственно искажение психического развития, охватывающее сенсомоторную, перцептивную, речевую, интеллектуальную и эмоциональную сферы, им трудно получать знания и практически пользоваться ими, так как нарушен контакт с другими людьми и они ориентируются преимущественно на свои индивидуальные интересы. Все это приводит к трудностям социальной адаптации, для преодоления которых требуются большие усилия.
      При первоначальном, кратковременном и недостаточно квалифицированном знакомстве ребенок-аутист легко может быть оценен как неговорящий глубоко умственно отсталый, или как неслышащий ребенок и потому не реагирующий на речь взрослого. Однако при более внимательном изучении такой обучающий проявляет именно ему присущие  своеобразие.
      При раннем и систематическом коррекционно-направленном педагогическом воздействии многие дети – аутисты обнаруживают существенные положительные сдвиги. Они оказываются способными овладевать программным материалом.
     Во многих случаях ребенок с аутизмом, на первый взгляд, достаточно мотивирован к обучению. Он дорожит своей ролью ученика, стремиться к похвале учителя. Однако эти механизмы социализации на первых этапах обучения дают постоянные сбои в силу эмоциональной незрелости.
     Обязательно следует учесть, что у ребенка с аутизмом, пришедшего в школу (умеющего считать и знающего буквы), обычно недостаточно сформированы самые простые бытовые навыки. Он не умеет пользоваться общим туалетом, завтракать вместе со всеми, медленно одевается, ему трудно ориентироваться, достать из портфеля и сложить самостоятельно нужные для урока предметы.
     Разрабатывая формы социально адекватного поведения, необходимо учитывать проблемы эмоционального и личностного развития детей с аутизмом.
  Когда говорят о помощи в эмоциональном развитии детей с аутизмом, часто имеют в виду обучение распознаванию основных эмоций (преимущественно по картинкам, представляющие типичные выражения лица и позы). Но это не всегда эффективно. Восприятие для такого ребенка, как бы не сфокусировано. Часто выясняется, что ему трудно представить свой дом, свою комнату, дорогу до школы.
      Вызвать живой отклик ребенка можно, труднее сохранить контакт с ним, вести его за собой, то есть иметь возможность утешить, направить, удержать от импульсивного действия. Без специальной помощи в развитии внутренней эмоциональной жизни, без организации ее опыта и выстраивания временной перспективы, приобретенные знания и умения не усваиваются ребенком, не используются им самостоятельно в реальной жизни. Обычно ребенок с благодарностью принимает такую помощь.
Не понимая себя, такой ребенок, конечно же, плохо понимает других людей, не учитывает их в своем поведении. Отсутствие опыта эмоционального контакта затрудняет непосредственную дифференцированную оценку состояния другого. Проблема усугубляется тем, что в данном случае детей подводит не только интуиция, но и разум. Стремление установить однозначные связи мешает ребенку осознать, что другие люди могут иметь свои собственные мысли и намерения (например обманывать, лукавить). Затрудняется развитие представлений о существовании внутреннего мира других людей, их нужд и индивидуальных особенностей.
    Психолого-педагогическая работа должна продолжаться в течение долгого времени и может быть основана на чтении специальных текстов, рассматривании картинок с изображением людей испытывающих различные эмоции, обсуждение реальных школьных ситуаций, событий в жизни класса.

Подготовила педагог-психолог: Андреева Е.А.

Блог руководителя