Меню KDT
 Нұр-сұлтан қаласы әкімдігінің №4 психологиялық – медициналық – педагогикалық кеңес
- педагогикалық кеңесі коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7172) 30-27-72
Есепші бөлімі:
+7(7172) 50-16-34
Нашар көрушілер
нұсқасы

введите текст

Первый год жизни: стоит ли проверять слух?

 

 

«А у нас со слухом всё хорошо. Он слышит даже звук телевизора из другой комнаты, когда там включаем его любимый мультфильм». «Он всё слышит. Выбегает к папе, когда он заходит домой». Вот так, чаще всего, говорят родители на обследовании.Очень часто не обращают внимание на то, как малыш реагирует на звуки (не только речевые, но и на неречевые). И упускают время, когда можно было бы помочь малышу, у которого есть нарушения слуха. Чтобы своевременно обнаружить снижение или нарушение слуха необходимо уже с первых дней жизни ребенка наблюдать за его развитием. Обратите внимание на некоторые отклонения от нормы у детей первого года жизни:


 

 

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук отсутствует реакция торможения общих двигательных или сосательных движений (не вздрагивает, не моргает).

Конец 2-го месяца

Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 м).

Конец 3-го месяца

Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.

Конец 5-го месяца

Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения.

Конец 7-го месяца

Не поворачивается в сторону говорящего человека, не улыбается, когда с ним разговаривают.

Конец 8-го месяца

Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке. Не лепечет.

Конец 9-го месяца

Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет» или другой словесный запрет. Не играет в «разговор».

Конец 10-го месяца

Лепет либо отсутствует, либо монотонен.

Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы.

Не понимает простые просьбы и обращения.

Не имитирует простые звуки и односложные слова.

Не пытается говорить.

Не реагирует на тихие звуки.

Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке. 

 


Слух ребенка следует проверять особенно тщательно:

 

-если родители или ближайшие родственники страдают тугоухостью;

-если мама во время беременности перенесла краснуху, герпес, токсоплазмоз;

-если ребенок перенес гипоксию, внутриутробную инфекцию или родился в результате осложненных родов;

-если ребенок родился недоношенным;

-если ребенок перенес гемолитическую болезнь новорожденных;

-если для лечения ребенка использовались ототоксические (приводящие к снижению слуха) антибиотики - гентомицин, каномицин.

 

Родители самостоятельно могут пройти анкету (ниже прилагается) и сделать для себя вывод: стоит ли идти к специалисту?

 

Анкета-вопросник для родителей


 

Наблюдаемая реакция

Возраст

Да

Нет

Вздрагивает ли ребенок в ответ на громкие звуки?

2–3 недели

 

 

Замирает ли ребенок, услышав голос?

2–3 недели

 

 

Поворачивается ли ребенок на звук, издаваемый позади него?

1 месяц

 

 

Поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки?

4 месяца

 

 

Оживляется ли ребенок, услышав голос матери?

1–3 месяца

 

 

Реагирует ли ребенок криком или широким открыванием глаз на резкие звуки?

1,5–6 месяцев

 

 

Есть ли у ребенка гуление?

2–4 месяцев

 

 

Беспокоится ли спящий ребенок в ответ на громкие звуки и голоса?

3 месяца

 

 

Переходит ли гуление в лепет?

4–5 месяцев

 

 

Появляется ли эмоциональный лепет при виде родителей?

5–6 месяцев

 

 

Появляются ли у ребенка новые звуки?

8–10 месяцев

 

 

Появляются ли у ребенка слова (какие)?

1 год

 

 

 

А уже сурдолог, используя современные методики инструментального обследования слуха(компьютерная аудиометрия, отоакустическая эмиссия, импедансометрия), выявит: есть ли нарушение слуха у вашего ребенка.

 

А вот что должен уметь ребенок в норме:

Новорожденный

- способен отличить человеческую речь от других звуков

- может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей

- реагирует на звуки, издаваемые на расстоянии не более 1,5 м

 

Реакция на звуковые раздражители:

- слуховое сосредоточение, то есть полное или частичное торможение движений (общих или сосательных, если в этот момент ребенок ел);

- расширение глаз, моргание;

- вздрагивание всего тела (если малыш услышал резкий и громкий звук).

 

Ребенок 2 – 3 месяцев

Максимальное расстояние реакции на звук увеличивается до 2–3 м.
 

Реакция на звуковые раздражители:
 

- активизация или торможение сосательных движений

- широкое раскрытие глаз

- поворот глаз в сторону хорошо знакомого взрослого.

 

Ребенок 3 - 6 месяцев

Максимальное расстояние реакции на звук увеличивается до 3–4 м.
 

Реакция на звуковые раздражители:
 

- определяет местонахождение (локализацию) источника звука справа и слева от себя.

- водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает.

- отрицательная реакция на резкие звуки: вздрагивает, широко раскрывает глаза, морщится, плачет и кричит.

 

 

 У недоношенных и физически ослабленных детей, имеющих отклонения в  психомоторном развитии, реакция обнаружения источника звука формируется   позже.

 

 

Ребенок 6 - 12 месяцев
 

- Расстояние реакции на звук от 6 до 9 месяцев составляет 4 м, в 12 месяцев – 6 м.

- Определяет местонахождение (локализацию) источника звука сзади, справа и слева от него.


 

 

Показатели поведения ребенка первого года жизни в ответ на звуковой сигнал
 

 

От рождения до 5 недель

Расширение глаз, моргание, шевеление во сне или пробуждение, вздрагивание.

От 6 недель до 4 месяцев

Расширение глаз, моргание, движение глаз к источнику звука, замирание. К 4 месяцам – поворот головы к источнику звука.

4–7 месяцев

Поворот головы в сторону источника звука, поза прислушивания.

7–9 месяцев

Локализация звуков, издаваемых сбоку, снизу.

 

9–13 месяцев

Локализация звуков во всех направлениях (сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева).

 

Не забываем про ранний скрининг, обычно слух у малыша обследуют уже в Перинатальном центре! Если вы его не проходили – пройдите осмотр у себя в поликлинике по месту жительства.

 


Будьте здоровы! Желаю всем прекрасного слуха!