Меню KDT
 Нұр-сұлтан қаласы әкімдігінің №4 психологиялық – медициналық – педагогикалық кеңес
- педагогикалық кеңесі коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(7172) 30-27-72
Есепші бөлімі:
+7(7172) 50-16-34
Нашар көрушілер
нұсқасы

 

                                                                                  

                                                                                         

                                                                                     Рекомендации родителям детей с заиканием.

                                                                                

Вы заметили, что ваш ребенок начал заикаться.

Что нужно делать при первых признаках заикания:

  1. 1. Обратиться к врачу – невропатологу;
  2. 2. Перейти на режим «ограничения речи», т.е. сократить общение ребенка до минимума;
3. Всем членам семьи перейти на замедленный темп речи;
  1. 4. В семье должна быть доброжелательная обстановка;
  2. 5. Соблюдение режима дня. Меньше эмоциональных переживаний (ребенок не должен перевозбуждаться);
  3. 6. Нельзя обсуждать проблему при ребенке. Не рассматривать заикание как проблему, ведь тревоги родителей перехватывает ребенок и это угнетает;
  4. 7. Консультация логопеда, психолога.




 
 

Признаки неблагополучия в развитии детей первого года жизни.

 

Освоение речи начинается задолго до произнесения первого слова. И даже первого крика: еще до рождения ребенок реагирует на голос матери. В материнской утробе он делает глотательные движения и сосет большой палец, тренируя способность к артикуляции. Первый крик в родильном доме – уже начало диалога. В плаче и крике тренируется голосовой аппарат ребенка.

К сожалению, к специалисту-логопеду дети с наруше­ниями речи нередко попадают перед школой, в лучшем случае — после пяти лет. К этому времени самый значи­мый для развития ребенка возраст упущен, что создает в дальнейшем много проблем не только с устной речью, но и с письменной.

Вместе с тем, признаки неблагополучия в речевом раз­витии ребенка могут быть выявлены достаточно рано. И в этой статье я бы хотела обратить внимание родителей на следующие моменты, которые очень важны в первый год жизни: обратите внимание на настораживающие и неблагоприятные признаки, которые даны ниже. Если вы заметили у своего малыша какие-либо из этих нарушений, то необходимо проконсультироваться со специалистами: в первую очередь с педиатром, который порекомендует более узких специалистов. Также вы можете сразу обратиться к нам в ПМПК, адрес и контакты есть у нас на сайте.

Итак, на какие стороны в развитии ребенка обратим внимание: это эмоционально-волевая сфера, голосовая активность, зрительная реакция, слуховая реакция, статические и локомоторные функции, моторно-поведенческие реакции.

 

1 возрастной период (1-3 месяца)

Эмоционально-волевая сфера
 

Признаки нормального развития: Период сна и бодрствования отрегулирован, бодрствование активное. Преобладают эмоциональные реакции. Положительная реакция общего мимического оживления, комплекс оживления.

Настораживающие признаки: Сон беспокойный, кратковременный со вскрикиваниями. Бодрствование пассивное или отсутствие улыбки на контакт, или наличие «ротового внимания» («ротовое внимание» - когда ребенок открывает рот при обращении к нему взрослого).

Неблагоприятные признаки: Бодрствование пассивное, бедность эмоций или преобладание отрицательных реакций. Реакции на окружающее угнетены. Наличие «ротового внимания» сочетается с психическим статусом «автаркия» («автаркия» - независимость от внешнего мира, состояние или ощущение достаточности).

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Нарушение периода сна и бодрствования (слишком глубокий сон или кратковременный с пронзительным криком). Бодрствование сведено к минимуму. В контакт не вступает, все эмоционально-коммуникативные реакции угнетены.

 

Голосовая активность
 

Признаки нормального развития: Интонационно выраженное певучее гуление («гуление» - протяжные негромкие певучие звуки или слоги) гласных звуков с элементами смеха, эмоциональным оживлением, радостью общения.

Настораживающие признаки:Гуление тихое, редкое, без элементов певучести или без интонационной окраски, или без эмоционального оживления

Неблагоприятные признаки: Длительный латентный (скрытый) период перед голосовой реакцией на контакт. Звуки гуления слабые, иногда с искажением фона, интонационно не выражены. Отсутствуют элементы коммуникации («коммуникация» - взаимодействие, связь, общение между живыми существами, в данном случае ребенка со взрослым).

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Гуление отсутствует. Вместо него стон и «похрюкивание», плач без голоса, с гримасой боли и страдания на лице.

 

Зрительная реакция
 

Признаки нормального развития: Длительная фиксация и прослеживание предмета во всех плоскостях. Координированные (взаимосвязанные) движения глаз и головы. Внимательно, длительно вглядывается в лицо взрослого,предпочитая его другим стимулам.

Настораживающие признаки: Отсутствие прослеживание или наличие длительного латентного периода перед реакцией. Зрительно- коммуникативное поведение не сформировано (лицо взрослого слабо выделяет среди других стимулов).

  • признаки: Фиксирует предмет после длительного периода, не прослеживает его в пространстве. Движение глаз и головы не координирует. К лицу взрослого безрасличен.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Реакция на зрительный стимул отсутствует или неадекватна – в виде крика.

 

Слуховая реакция
 

Признаки нормального развития: Слуховое сосредоточение. Прослеживание взглядом за звучащим предметом. Длительное и слуховое внимание на голос взрослого и интонацию.

Настораживающие признаки: Сосредоточение прослеживание после длительного периода. Не выделяет интонацию и голос среди других звучащих стимулов.

Неблагоприятные признаки: Отсутствие прослеживания при наличии сосредоточения или прослеживание неустойчивое. Неадекватная реакция на голос и интонацию в виде плача.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Отсутствие сосредоточения и прослеживания. На любой звуковой стимул дает реакцию пронзительного крика с моторным компонентом.

 

Статические и локомоторные функции
 

Признаки нормального развития: Лежа на животе поднимает и удерживает голову длительно. Удерживает голову в вертикальном положении. Пытается приподнять туловище, опираясь на предплечья. Приподнимает голову в положении лежа на спине.

Настораживающие признаки: Слабо удерживает голову лежа на животе, быстро устает, или кратковременно удерживает голову в вертикальном положении, или отсутствует попытка приподнять туловище в положении лежа на животе; или не приподнимает голову, лежа на спине.

Неблагоприятные признаки: Сочетание 2-3 признаков незрелости статических функций.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Тонус мышц резко снижен. Ребенок весь как «тряпка»- руки, ноги, голова в положении на руках у взрослого свисают как плети. Или, гипертонус резко повышен- голова запрокинута назад, руки и ноги скованы.

 

Моторно-поведенческие реакции

Признаки нормального развития: Примитивная игра со своими руками. Руку на стимул направляет к объекту, пытается задеть, при этом общие движения затормаживаются.

Настораживающие признаки: Руками не играет. Руку направляет к объекту без стремления достичь цели, или без признаков моторного сосредоточения.

Неблагоприятные признаки: Руку к объекту не направляет, или слабая попытка.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Руки скованны, приведены к груди, кулачки крепко сжаты; или руки обездвижено лежат вдоль тела, ладони раскрыты. Отсутствует попытка направить руку к объекту.

 

 

2 возрастной период (3-6 месяцев)

Эмоционально-волевая сфера

Признаки нормального развития: Бодрствование активное. Оживление при виде яркой игрушки. Постепенно занятия с игрушкой становятся главной формой деятельности. Ориентировочные реакции перед комплексом оживления, которые сменяются различными реакциями страха или оживления. Адекватная реакция на новизну, изменение мимики лица адекватно разным эмоциям, смех, радость общения.

Настораживающие признаки:Быстрая утомляемость. Занятия с игрушкой носят фрагментарный (неполный, частичный) характер. Ориентировочные реакции с преобладанием реакции страха, или отсутствие дифференцированного комплекса оживления, или слабая мимическая выраженность, или отсутствие познавательного и эмоционального компонента в реакции на новизну. Не стремится к контакту со взрослыми.

Неблагоприятные признаки:Стойкое отсутствие элементов начальной игры, или отсутствие ориентировочных реакций перед комплексом оживления. Скудность эмоций, быстрая истощаемость, отсутствие реакции на новизну. Контакт кратковременный, без положительного эмоционального компонента.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Индефферентность (безразличие) к окружающей обстановке. Бодрствование пассивное. Эмоции бедные, иногда неадекватные, лицо амимичное. Стойкое отсутствие ориентировочной реакции. В контакте выражена реакция страха или неадекватная блуждающая улыбка.

 

Голосовая активность
 

Признаки нормального развития: Активное гуление с чередованием различных звуков, смех. К концу периода- начало лепета (короткие лепетные звукосочетания). Сочетания согласных губных и гласных- бааа- мааа; языковых звуков- тааа- лааа; первые слоги- ба, ма.

Настораживающие признаки: Бедность интонационной выразительности или отсутствие элементов самоподражания, или фрагментарность гуления. Оживление на речевой контакт слабо выражено.

Неблагоприятные признаки: Стойкое отсутствие элементов самоподражания, бедность и однообразие звуковых комплексов, недостаточная интонационная выразительность, или искажение звукопроизношения- с шипением, присвистом и пр. оживление на речевой контакт отсутствует.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Полное отсутствие голосовых реакций типа гуления, или редкое гуление с искажением звуков- с хныканием, похрюкиванием.

 

Зрительная реакция
 

Признаки нормального развития: Длительная фиксация предмета во всех плоскостях. К концу периода узнает близких. Прослеживает за упавшим предметом. Отмечается последовательное зрительное поведение, локализует зрительный стимул. Контролирует движение предмета рукой и взглядом.

Настораживающие признаки: Зрительная фиксация не во всех плоскостях, или кратковременная, или плохо узнает близких. Неполноценность или отсутствие одной из нормальных реакций.

Неблагоприятные признаки: Близких не узнает, за упавшим предметом не прослеживает, не локализует зрительный стимул, или реакции после длительного латентного периода. Не выделяет лицо взрослого среди других стимулов.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Индефферентность к зрительным стимулам. Отсутствие всех или большинства реакций. Иногда неадекватная реакция на зрительный стимул.

 

Слуховая реакция
 

Признаки нормального развития: Отыскивает звучащий предмет взглядом, реагирует на звуковые модуляции голоса, интонации, локализуетзвуки в пространстве (находит источник звука в комнате).

Настораживающие признаки: Отсутствие или неполноценность одной из реакций, или недифференцированность(не различает на слух звучание разных стимулов) слухового восприятия.

Неблагоприятные признаки: Звучащий предмет взглядом не отыскивает, не дает реакции на голос близкого, или локализует звуки в пространстве. Голос взрослого не вызывает оживления.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Стойкое отсутствие или неадекватность всех или большинства реакций. Моторное сосредоточение на голос отсутствует, иногда реакции в виде плача с выражением страдания на лице.

 

Статические и локомоторные функции
 

Признаки нормального развития: В положении лежа на животе приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки. Самостоятельно поворачивается со спины на живот, позже с живота на спину. Сидит, стоит, переступает при поддержке за руки.

Настораживающие признаки: Быстро утомляется. Отсутствие 1-2 функций

Неблагоприятные признаки: Контролировать положение тела не умеет. При изменении положения тела взрослым выражена реакция страха. Отсутствие или искажение 3-4 функций.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Моторная пассивность. Полное отсутствие попыток к изменению положения тела. Не сформированы еще и примитивные функции: не удерживает голову, не поднимает ее и т.д.

 

Моторно-поведенческие реакции
 

Признаки нормального развития: При виде предмета пытается схватить. К концу периода захватывает предмет с любой стороны, удерживает в каждой руке по предмету, пытается манипулировать.

Настораживающие признаки: Отсутствие попытки схватить предмет или неполноценность реакции. Отсутствие или искажение 1 из реакций. Страдает захват. Руки сжаты в кулачок или отсутствует способность собирать пальцы в кулак.

Неблагоприятные признаки:Несформированность или неполноценность нескольких поведенческих реакций. Не играет ручками, не рассматривает их, не тянет ко рту.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Стойкое отсутствие моторно-поведенческой активности, гипер или гипотонус в мышцах рук. Первый палец приведен к ладони.

 

3 возрастной период (6-9 месяца)

Эмоционально-волевая сфера
 

Признаки нормального развития: Живой интерес к окружающему при постоянном сосредоточении на каком-то виде деятельности. Основная форма поведения- активная познавательная деятельность. Лепет и жест- средство коммуникации.

Настораживающие признаки:Повышенный интерес к окружающему при быстром истощении и большой отвлекаемости, или агрессивность в поведении, или моторная расторможенность при общении. Контакт возможен, эмоции неустойчивые, быстро истощаются. Не сосредотачивается длительно на игрушке или контакте со взрослым.

Неблагоприятные признаки: Недостаточность активно-познавательной деятельности, или реакции эмоционально не окрашены, интерес к игровой деятельности непостоянный, или быстро гаснет, или вместо игрового контакта и ориентировочных реакций- общий комплекс оживления. В контакт вступает после длительной стимуляции, или контакт кратковременный.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):К окружающему индефферентен, лицо амимичное, эмоции скудные, реакции неадекватные ситуации, или занятия в период бодрствования носят стереотипичный(повторяющийся) характер. В контакт не вступает.

 

Голосовая активность
 

Признаки нормального развития:Активный интонационно-выраженный лепет, обогащенный разнообразными звуковыми сочетаниями. Интонационно-мелодичная имитация фразы. Повторение длинных цепочек слогов, выполнение некоторых ситуационных инструкций.

Настораживающие признаки:Бедность звукокомплексов или интонационная скудность, или невыполнение некоторых ситуационных инструкций, или отсутствие имитации фразы.

Неблагоприятные признаки:Отсутствие попытки подражания имитации фразы. Звуковые комплексы однообразны, интонационно не обогащены, иногда лепет не сформирован, или не выполняет ситуационные инструкции.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): Отсутствие голосовой активности, типа лепета, и элементов подражания. Редкие звуки гуления без эмоциональной окраски, без элементов самоподражания

 

Зрительная реакция
 

Признаки нормального развития: Живой интерес к новой обстановке и адекватная реакция на незнакомое лицо. Рассматривает предметы при одновременном манипулировании ими. Активно наблюдает за взрослыми. Адекватные реакции на мимику и жест.

Настораживающие признаки:Отсутствие элемента любопытства. Стертая реакция на незнакомое лицо, или отсутствие реакции на мимику и жесты.

Неблагоприятные признаки:Отсутствие, искажение или слабая выраженность 2-3 реакций. Интерес к окружающему слабый, фрагментарный, быстро истощается

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):К окружающей обстановке индефферентен или стойкое отсутствие познавательного компонента при наблюдении за окружающей обстановкой.

 

Слуховая реакция
 

Признаки нормального развития: Устойчивые условно-рефлекторные реакции (ответная реакция ребенка поворотом головы, морганием и т.д. на какой-либо раздражитель, в данном случае на звуки) на различные звуки (шаги, скрип). Знает свое имя, формируется начальное понимание обращенной речи.

Настораживающие признаки:Устойчивые условно-рефлекторные реакции не выражены или наличие длительного латентного периода. Отсутствие или искажение эмоциональной реакции на интонацию.

Неблагоприятные признаки: Не дифференцирует голоса, не знает свое имя. Отсутствуют устойчивые условно-рефлекторные реакции на различные звуки и элементы понимания обращенной речи.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):К слуховым стимулам индефферентен, эмоциональное оживление отсутствует, имя свое не знает. Неадекватная реакция на интонацию.

 

Статические и локомоторные функции
 

Признаки нормального развития: Свободно и легко переворачивается с живота на спину. Встает на четвереньки. Сидит без поддержки, ползает, переступает у опоры. Умеет или пытается влезать и спускаться по ступенькам или с маленькой возвышенности.

Настораживающие признаки: С напряжением и трудом меняет положение тела. Двигательные функции стерты, выражены слабо, в форме попыток. Более сложные функции не сформированы.

Неблагоприятные признаки: Отсутствие или неполноценность 2-3 функций. Выражена и доминирует реакция страха.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Обездвижен или может контролировать только движения положения головы и рук. Стимулы не побуждают к моторной активности. Иногда неадекватные реакции.

 

Моторно-поведенческие реакции
 

Признаки нормального развития: Преобладание зрительно-моторного манипулятивного поведения. Манипулирует сразу двумя руками с несколькими предметами. Пытается или выполняет некоторые игровые моменты. Захватывает маленькие предметы двумя пальцами. Развивается предметно- игровая деятельность.

Настораживающие признаки: Отсутствие или неполноценность 1-2 реакций, или манипуляция только одной рукой, или не знает и не выполняет игровые моменты, или не использует игрушку по назначению. Отсутствует инициативность.

Неблагоприятные признаки:Искажение или отсутствие захвата. Страдает мелкая моторика рук, не пытается выполнить игровой момент. Предмет не использует по назначению.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Отсутствие всех или большинства реакций с малым объемом пассивных целенаправленных движений. Чаще всего страдает захват.

 


4 возрастной период (9-12 месяца)

Эмоционально-волевая сфера
 

Признаки нормального развития: Все действия эмоционально окрашены, сопровождаются разнообразной мимикой, эмоции адекватны и лабильны (подвижны). В контакте менее выражена реакция страха. Устойчива реакция подражания. Адекватная реакция на различные ситуации и обращенную речь. Выполняет простые действия по просьбе. Общение при помощи звукосочетаний. Избирательное отношение к окружающим. Доминирует предметно- действенный тип общения.

Настораживающие признаки:Действия эмоционально не выражены, без мимической окраски. Стертая реакция при контакте или слабая реакция подражания, или к окружающему относится одинаково. Часто выражена реакция страха.

Неблагоприятные признаки: Отсутствие дифференцированных или избирательных реакций на ситуацию, новое лицо. Стойкое преобладание отрицательных реакций. Отсутствие ориентировочно- исследовательской игровой деятельности. Сохранение комплекса оживления. Преобладание отрицательных эмоциональных, двигательных сочетанных комплексов. Неадекватная реакция на обращенную речь.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):В контакт не вступает, к окружающим индефферентен или проявляет слабый, кратковременный интерес. Эмоции, мимика и другие реакции неадекватны. Игровые моменты не знает, обращенную речь не понимает.

 

Голосовая активность
 

Признаки нормального развития:Четкое произнесение лепетных слов. Разнообразие интонаций. Активный словарь 6-7 лепетных слов, пассивный-10-13. Начинают развиваться предпосылки регулирующей функции речи. Соотносит слово с предметом и действием. Вступает в речевой контакт. Речь- средство общения.

Настораживающие признаки:Несформированность звуковых комплексов, или недостаточность интонационной окраски, или отсутствие формирования предпосылок коммуникативной функции речи.

Неблагоприятные признаки:Речевая активность типа лепета снижена. Отсутствие элементов подражания. Нет, или слабая с длительным латентным периодом реакция на обращенную речь.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные): В речевой контакт не вступает. Речевая активность типа лепета не сформирована. Обращенную речь не понимает.

 

Зрительная реакция
 

Признаки нормального развития: Активное зрительное обследование обстановки. Живо реагирует на новизну. Наблюдает за медленно летящим предметом. Узнает и показывает предметы в комнате, в редких случаях на рисунке. Находит спрятанный предмет.

Настораживающие признаки:Медленно летящий предмет взглядом не сопровождает или до определенного предела, быстро отвлекается на новый стимул, не узнает предметы.

Неблагоприятные признаки:Активное зрительное исследование обстановки не сформировано. Предметы не узнает. Угнетена зрительно- поисковая реакция или неадекватна.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Зрительный стимул не вызывает адекватной реакции. К окружающей обстановке индефферентен. Поисково- познавательная реакция не сформирована.

 

Слуховая реакция
 

Признаки нормального развития: Усложнение звукоподражательной деятельности. Дифференциация звучания различных предметов. Понимание обращенной речи.

Настораживающие признаки:Стертая эмоционально- поведенческая реакция на обращенную речь. Отсутствие или недостаточность одной из реакций.

Неблагоприятные признаки: Звукоподражательная деятельность примитивна. Звучание предметов не дифференцирует, обращенную речь понимает с трудом, после длительного латентного периода.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Неадекватная реакция на слуховой стимул и стойкое отсутствие реакции подражания или познавательного компонента.

 

Статические и локомоторные функции
 

Признаки нормального развития: Уверенно переступает, держась за опору, сползает и спускается с небольших возвышенностей. Стоит без поддержки, переступает, держась одной рукой, некоторые ходят самостоятельно. Доминирует моторная активность

Настораживающие признаки: В движениях нет уверенности, обилие травм. Отсутствие или слабая выраженность 1-2 функций.

Неблагоприятные признаки: У опоры не стоит, сидит мало, ползает или ползает мало, быстро устает. Частые ушибы, преимущественно головы.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):С трудом меняет положение тела в кровати. Не переворачивается со спины на живот, или только с помощью взрослого.

 

Моторно-поведенческие реакции
 

Признаки нормального развития: Начало развития целенаправленной моторной деятельности. Показ частей тела. Предметы использует по назначению. Хорошо развита мелкая моторика рук. Доминирует адекватная манипуляторно- исследовательская деятельность. («Манипуляция» - действие ручным способом, руками).

Настораживающие признаки: Реакция подражания носит неустойчивый характер или страдает манипуляторная деятельность, или не знает части тела, или не может выполнить игровой момент. Слабость исследовательского поведения. Неустойчивый интерес к манипулятивной деятельности взрослого, нет стремления повторить тот или иной элемент.

Неблагоприятные признаки:Реакция подражания отсутствует. Манипулятивная деятельность не сформирована. Задерживается формирование целенаправленной деятельности. Предметы использует не по назначению. Не знает части тела. Отводит большой палец при захвате игрушки.

Прогностически неблагоприятные признаки (опасные):Моторно-поведенческие реакции угнетены, действия с предметами однообразны и неадекватны. Манипулятивная деятельность примитивна, стойко отсутствует компонент исследования.

 

 

Тілі жалпы дамымаған (ТЖД) балалар сауатын ашу ерекшелігі
 

 

             Есту қабілеті қалыпты әрі зияты сақталған балалар тілінің жалпы дамымай қалуы тілдік ауытқудың ерекше көрінісін білдіреді, бұл науқастың тілдік жүйенің негізгі компонентінің қалыптасу қалпы: сөйлеу байлығы, сөз саптауы, дыбысты орынды пайдалауы бұзылады не тежеледі. Бұл кездегі ауытқуға тән белгілері – тілдесудің мағыналық әрі дыбыстауындағы ақаулар.

   ТЖД балалар тілдің дыбыстық әрі морфологиялық талдамасына даяр болмайды. Сондықтан осындай балалардың сауатын ашу жұмысы әдеттегі мектептегі тәптіппен жүргізіле алмайды. Оқу әрі жазудың бастапқы дағдыларын игеру үшін тілдің даярлықтың белігілі деңгейінен өтулері керек, ол өз кезегінде тілдің грамматикалық құрылымын дамытудың сөздік қор әрі сөз саптауды қалыптастыру әрі толықтыруға бағытталған сабақ жүйесі арқылы жүзеге асырылады.

   Тілі дамымаған балалардың саутын ашуды дұрыс оқу әрі сауатты жазудың бастапқы дағдысын үйрету деп қарастыру дұрыс емес, бұл тілдесу әрекетін қалыптастырудың ұтымды тәсілі болмақ.

   Сауат ашу кезінде еңбастысы сөздің әріптік-дыбыстық құрамы оқытылады. Сөздің дыбыстық құрамы, ұқсас әрі өзгеше қасиетін салыстыру әрі салғастыру, талдау логиалық жаттығулары сөздің дыбыстық құрамы туралы балалардың нақты әрі анық көзқарастың қалыптасуына әсер етеді, бұл өз кезегінде дұрыс дыбыстауды бекіту, саналы түрде оқу әрі жазуға үйретеді.
 

     Тілі дамымаған балалардың сауатын ашу кезінде бірнеше шартты ескеру керек:
 

1. Оқу әрі жазуды тек дұрыс дыбысталатын сөзді үйрету арқылы оқыту керек. Дұрыс дыбысталуға тірек қою дыбыстау кезінде қиындық туындаудың алдын алу және сәйкес әріппен дұрыс үйлестіру үшін қажет, осыдан барып ерекше қатені болдырмау жұмысы қолға алынады. Әр дыбыс сабақ басында дыбысталып үйретіледі, дұрыс дыбыстап үйренген балаға сәйкес әріп таныстырылады. Бұл тұрғыда сауат ашу дұрыс дыбыстаудың нақты жалғасы ретінде құрылады, ал негізінде дыбыстаудағы дыбысты зерттеу сауат ашудан әлдеқайда ерте басталады. Дұрыс дыбыстау жұмысы кезінде бала сөз әрі түрлі қиындықты тіркесті дұрыс айтудан басталмайды, өзге дыбыстан айыра білу әрі сөзді дұрыс бөлектей алумен өзгешеленеді. Дыбысталу, артикуляциялық қасиеті жағынан өзгешеленетін дыбысты айыра білуге аса мол маңыз беріледі. Осындай дыбысты балалар айыра білмейінше

және дұрыс дыбыстамайынша дыбыс пен әріп арасындағы нақты әрі мықты байланысты қамтамасыз ету мүмкін болмайды.
 

2. Сауат ашу кезінде дыбыс пен әріпті үйрету тәртібі топпен жұмыс жасаудан өзгеше. Дыбыстың айтылу кезінде ести отырып айыра білуіне бағытталған. Ең бірінші балалар дұрыс дыбыстайтын дыбысты үйренуді бастаулары керек. Бұл мына әріптер мен соған сәйкес келетін дыбыстар: а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, л. Балалар кей кезде бұзып айтылатын с, л дыбыстарын алып тастауға болады. Алайда дыбыс пен әріпті салыстыру кезінде игерілулері қажет, дыбысталулары дұрыс деңгейге қойылуы тиіс.
 

3.Бұқаралық топта дыбыс пен әріпті игеруге қарағанда қарқыны мейлінше төмен болғаны абзал.
 

4. Сөздің дыбыстық-әріптік құрамында суде жүзге балықтай бағыт табу дағдысын дамытуға аса мол назар аударылады, бұл сауат ашудың шағын да болса күрделі негізі, онсыз грамматика мен сауатты жазу ережесін игеру мүмкін болмайды. Жаңа дағды қалыптастыру үшін баланы тілдесу дыбысын нақты айыра әрі бөліп алуға үйрету керек.
 

5. Сауат ашу кезінде пайдаланылатын барлық материал балаларға таныс болуы керек, балалар сөз мағынасын түсінулері керек, белгілі зат және күнделікті өмірмен салыстыра, салғастыра алуы керек.
 

6.Сауат ашуға оқытудың барлық кезеңінде баланың лексикалық грамматикалық дамуындағы кемшіліктің орнын толтыру және сауатты жазу ережесеін игеру кезінде қатенің алдын алуға бағытталған морфологиялық біріктіруді қалыптастыруды қамтамасыз етуші тереңдетілген жұмыс жүргізіледі.
 

7. Сауат ашу жұмысы кезінде жүйелі түрде қайталау әрі игерілген материалды бекітуді қарастыру керек, алдында алған білімі мен дағдысын қолдануды
талап ететін жаттығуды қолдану қажет.
 

8. Дыбыс пен әріпті игерумен қатар грамматика мен сауатты жазудың қарапайым ережелерін де бірмезгілде оқытқан абзал.


 

Оқуға үйрету сауатты жазуға үйретумен тығыз байланысты. Бұл байланыс мына тәсілмен жүзеге асырылады:

1. Бір сабақта бір дыбыстың оқылуы мен жазылуы әрі соған сәйкес баспа әрпі үйретіледі. Дыбыстың дұрыс айтылуы, сөз ішінен дыбыс пен әріпті айыра білуіне қол жеткен кезде ғана жаңа дыбысты көрсетуге болатынын естен шығармаған дұрыс.
 

2. Жаңа бапа әріп сызылу тәртібіне талдау жаса й отырып, алдында өткен әріппен салыстыру арқылы, сызылу элементтерінің ұқсастығы мен айырмашылығын игерген кезден бастап таныстырылады.
 

3. Әліппидегі кесіліп алынған әріптен сөз құрап оны оқыған кезде балалар сөздерді жинақтайды әрі жазады, сосын оқиды.

Осындай талдау әрі синтездеу жұмысы сөздің дыбыстық әрі буындық қабатын нақты сезінуге әрі игеруге көмектеседі.