Первый год жизни: стоит ли проверять слух?
«А у нас со слухом всё хорошо. Он слышит даже звук телевизора из другой комнаты, когда там включаем его любимый мультфильм». «Он всё слышит. Выбегает к папе, когда он заходит домой». Вот так, чаще всего, говорят родители на обследовании.Очень часто не обращают внимание на то, как малыш реагирует на звуки (не только речевые, но и на неречевые). И упускают время, когда можно было бы помочь малышу, у которого есть нарушения слуха. Чтобы своевременно обнаружить снижение или нарушение слуха необходимо уже с первых дней жизни ребенка наблюдать за его развитием. Обратите внимание на некоторые отклонения от нормы у детей первого года жизни:
Конец 1-го месяца |
В ответ на неожиданный и громкий звук отсутствует реакция торможения общих двигательных или сосательных движений (не вздрагивает, не моргает). |
Конец 2-го месяца |
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии 1,5 м). |
Конец 3-го месяца |
Не ищет взглядом и не поворачивает голову вправо и влево в направлении источника звука. Не реагирует на музыкальные игрушки. |
Конец 5-го месяца |
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери. |
Конец 6-го месяца |
Не реагирует на шуршание бумаги, находящейся вне поля его зрения. |
Конец 7-го месяца |
Не поворачивается в сторону говорящего человека, не улыбается, когда с ним разговаривают. |
Конец 8-го месяца |
Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает в ответ на новый для него звук. Не проявляет интерес к музыке. Не лепечет. |
Конец 9-го месяца |
Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет» или другой словесный запрет. Не играет в «разговор». |
Конец 10-го месяца |
Лепет либо отсутствует, либо монотонен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание. |
Конец 12-го месяца и старше |
Не показывает по просьбе взрослого на людей или знакомые предметы. Не понимает простые просьбы и обращения. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не пытается говорить. Не реагирует на тихие звуки. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не проявляет интереса к окружающим бытовым звукам, музыке. |
Слух ребенка следует проверять особенно тщательно:
-если родители или ближайшие родственники страдают тугоухостью;
-если мама во время беременности перенесла краснуху, герпес, токсоплазмоз;
-если ребенок перенес гипоксию, внутриутробную инфекцию или родился в результате осложненных родов;
-если ребенок родился недоношенным;
-если ребенок перенес гемолитическую болезнь новорожденных;
-если для лечения ребенка использовались ототоксические (приводящие к снижению слуха) антибиотики - гентомицин, каномицин.
Родители самостоятельно могут пройти анкету (ниже прилагается) и сделать для себя вывод: стоит ли идти к специалисту?
Анкета-вопросник для родителей
Наблюдаемая реакция |
Возраст |
Да |
Нет |
Вздрагивает ли ребенок в ответ на громкие звуки? |
2–3 недели |
|
|
Замирает ли ребенок, услышав голос? |
2–3 недели |
|
|
Поворачивается ли ребенок на звук, издаваемый позади него? |
1 месяц |
|
|
Поворачивает ли голову в сторону звучащей игрушки? |
4 месяца |
|
|
Оживляется ли ребенок, услышав голос матери? |
1–3 месяца |
|
|
Реагирует ли ребенок криком или широким открыванием глаз на резкие звуки? |
1,5–6 месяцев |
|
|
Есть ли у ребенка гуление? |
2–4 месяцев |
|
|
Беспокоится ли спящий ребенок в ответ на громкие звуки и голоса? |
3 месяца |
|
|
Переходит ли гуление в лепет? |
4–5 месяцев |
|
|
Появляется ли эмоциональный лепет при виде родителей? |
5–6 месяцев |
|
|
Появляются ли у ребенка новые звуки? |
8–10 месяцев |
|
|
Появляются ли у ребенка слова (какие)? |
1 год |
|
|
А уже сурдолог, используя современные методики инструментального обследования слуха(компьютерная аудиометрия, отоакустическая эмиссия, импедансометрия), выявит: есть ли нарушение слуха у вашего ребенка.
А вот что должен уметь ребенок в норме:
Новорожденный
- способен отличить человеческую речь от других звуков
- может безошибочно отличить голос матери от голосов других людей
- реагирует на звуки, издаваемые на расстоянии не более 1,5 м
Реакция на звуковые раздражители:
- слуховое сосредоточение, то есть полное или частичное торможение движений (общих или сосательных, если в этот момент ребенок ел);
- расширение глаз, моргание;
- вздрагивание всего тела (если малыш услышал резкий и громкий звук).
Ребенок 2 – 3 месяцев
Максимальное расстояние реакции на звук увеличивается до 2–3 м.
Реакция на звуковые раздражители:
- активизация или торможение сосательных движений
- широкое раскрытие глаз
- поворот глаз в сторону хорошо знакомого взрослого.
Ребенок 3 - 6 месяцев
Максимальное расстояние реакции на звук увеличивается до 3–4 м.
Реакция на звуковые раздражители:
- определяет местонахождение (локализацию) источника звука справа и слева от себя.
- водит глазами, поворачивает голову в сторону объекта, который его издает.
- отрицательная реакция на резкие звуки: вздрагивает, широко раскрывает глаза, морщится, плачет и кричит.
У недоношенных и физически ослабленных детей, имеющих отклонения в психомоторном развитии, реакция обнаружения источника звука формируется позже.
|
Ребенок 6 - 12 месяцев
- Расстояние реакции на звук от 6 до 9 месяцев составляет 4 м, в 12 месяцев – 6 м.
- Определяет местонахождение (локализацию) источника звука сзади, справа и слева от него.
Показатели поведения ребенка первого года жизни в ответ на звуковой сигнал
От рождения до 5 недель |
Расширение глаз, моргание, шевеление во сне или пробуждение, вздрагивание. |
От 6 недель до 4 месяцев |
Расширение глаз, моргание, движение глаз к источнику звука, замирание. К 4 месяцам – поворот головы к источнику звука. |
4–7 месяцев |
Поворот головы в сторону источника звука, поза прислушивания. |
7–9 месяцев |
Локализация звуков, издаваемых сбоку, снизу.
|
9–13 месяцев |
Локализация звуков во всех направлениях (сверху, снизу, спереди, сзади, справа, слева). |
Не забываем про ранний скрининг, обычно слух у малыша обследуют уже в Перинатальном центре! Если вы его не проходили – пройдите осмотр у себя в поликлинике по месту жительства.
Будьте здоровы! Желаю всем прекрасного слуха!